Оказание социально-педагогической поддержки
несовершеннолетним с изменениями в психоэмоциональном состоянии
Первым проявителем «проблемного поля» обучающего в УО чаще всего становится педагог (учитель-предметник, классный руководитель).
Как может выявить изменения в психоэмоциональном состоянии обучающихся педагог?
Оценить факт затруднения или опасной жизненной (кризисной) ситуации педагог может при помощи:
А) наблюдения за несовершеннолетним в учебной деятельности, во время перерывов на урок, за процессом общения с одноклассниками и другими обучающимися (необходимо владеть знаниями по распознаванию признаков суицидального поведения);
Б) изучения межличностных отношений в классе (социометрия) – проводит классный руководитель 2 раза в год, на начало и конец учебного года;
В) различных анкет по выявлению изменений в психоэмоциональном состоянии обучающихся;
Г) бесед с обучающимися, их законными представителями.
Полученные результаты необходимо зафиксировать в Информации классного руководителя (учителя-предметника) о выявлении несовершеннолетних с изменениями психоэмоционального состояния (Форма 1) и в Таблице факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся (Форма 2) и передать специалисту СППС.
Далее педагог работает в команде с другими специалистами (педагог-психолог, педагог социальный).
Классный руководитель (учитель-предметник) систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье.
Каким образом педагог может оказать социально-педагогическую поддержку несовершеннолетним с изменениями психоэмоционального состояния?
После того, как педагог выявит наличие кризисной ситуации у ребенка, изменения в его психоэмоциональном состоянии и передаст информацию специалистам СППС (либо в Берестовицкий районный СПЦ – при отсутствии специалиста), его действия следующие – оказание социально-педагогической поддержки:
- Педагог должен понять необходимость своего присутствия в ситуации ребенка. Для этого необходимо ответить для себя на следующие вопросы:
Есть ли факт затруднения, который вызывает у ребенка негативные эмоции, держит его в напряжении, может ли этот факт представлять для него реальную угрозу?
Есть ли предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребенка?
Есть ли реальная ситуация, которую ребенок воспринимает и переживает как проблему?
- При наличии реальной ситуации – проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетним: по определенной схеме (форма 3) и определенной тематике (форма 4). Важно содействовать формированию адаптивных механизмов, механизмов социализации.
- В рамках общей профилактики – проведение тематических классных часов (форма 5).
Помните, что социально-педагогическая поддержка необходима в ситуации реальной проблемы ребенка.
Также помните о существовании условий, значительно облегчающих реализацию внутренних источников роста ребенка:
- естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;
- теплая забота и принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к ребенку как к личности, заслуживающей внимания;
- эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта ребенка.
Форма 1
Информация
классного руководителя (учителя-предметника)
о выявлении несовершеннолетних с изменениями психоэмоционального состояния
Способ выявления _________________________________________________________________________
(наблюдение, анкетирование, социометрия, методики изучения класса/группы и т.д.)
Дата изучения _____________________________________________________________________________
Класс / группа _____________________________________________________________________________
ФИО несовершеннолетнего _________________________________________________________________
Результаты _______________________________________________________________________________
(описать факторы риска: изменения в поведении, высказывания, угрозы и т.д.)
Рекомендации педагогу-психологу____________________________________________________________
(на что обратить внимание, на что делать упор в работе)
Классный руководитель / куратор группы ______________________________________________________
(подпись, ФИО)
Дата _____________________________________________________________________________________
Форма 2
Таблица факторов наличия кризисной ситуации
у обучающихся _____ класса
Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых было или Вы замечали:
Факторы |
Особенности |
Фамилии |
Идеальные |
Открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»). |
|
Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий («Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется за меня волноваться»). |
||
Ситуативные |
Суициды родственников, родителей в прошлом. |
|
Смерть близкого родственника. |
||
Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких родственников, самого ребенка. |
||
Наличие в семье психических больных. |
||
Разводящиеся родители, конфликты в семье. |
||
Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья. |
||
Неполная семья, семья с отчимом или мачехой. |
||
Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение). |
||
Изменение места жительства, места учебы (в течение последнего года). |
||
Является отверженным (по результатам социометрии). |
||
Является жертвой насилия: физического, эмоционального, сексуального (укажите какого). |
||
Поведенческие |
Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи). |
|
Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим). |
||
Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение. |
||
Употребление подростком наркотиков. |
||
Изменение аппетита, сна, ритма жизни. |
||
Символическое прощание ребенка с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение их в порядок и т.п.) |
||
Стремление к рискованным действиям |
||
Резкое несоблюдение правил личной гигиены. |
||
Частые случаи травматизма, самоповреждение, членовредительство. |
Классный руководитель ____________________________________________________________________
(ФИО)
Дата________________________ подпись______________________________________________________
Форма 3
Целью социально-педагогической поддержки является становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они возникают.
- Совместное обсуждение и определение с ребенком проблем его собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение реальных «хочу» и «могу» и попытки их совместить).
- Выбор одного из вариантов этого «совмещения» как цели и образа предстоящей деятельности (самоопределение).
- Обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант.
- Обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности).
Т.о., в процессе беседы можно задавать следующие вопросы:
Как и почему возникла данная проблема?
Чего он хочет добиться своими действиями?
Насколько это реально?
Что он может сделать для осуществления желаемого?
Что ему мешает?
Как справится с этой помехой?
Как отразится то, что он задумал, на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию?
Как поступить, чтобы по возможности не усугубить ситуацию?
Как педагог может помочь?
В результате этой длинной цепочки размышлений обучающийся должен подумать, что ему предстоит делать. Здесь педагогдолжен понять, как сам обучающийся видит, понимает и чувствует проблему.
Форма 4
Примерная тематика
индивидуальных бесед с несовершеннолетним с изменениями психоэмоционального состояния
«Твои положительные и отрицательные качества личности»
«Мои сильные стороны, мои ресурсы»
«Мое настроение»
«Если тебя обидели»
«Если ты поссорился»
«Распределение времени: как не попасть в ловушку»
«Наши вечные ценности»
«Я готов к испытаниям»
«Умей ценить себя и свою жизнь»
«Я и другие. Как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе»
«Я – это Я. И это замечательно!»
«Как ты разрешаешь трудности?»
«Твое отношение к будущему»
«Ты сильнее, чем ты думаешь»
«От меня много требуют родители»
Форма 5
Тематика классных часов жизнеутверждающей и позитивной направленности
«Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»
«Нравственные ценности»
«Если тебя обидели»
«Если ты поссорился»
«Если твоя правда несет зло, а ложь - благо»
«Я в новой компании»
«Модные привычки: заложник Instagram»
«Учимся разбираться в людях»
«Родители и дети: может ли быть компромисс»
«Страх перед экзаменами: как его снять?»
«Распределение времени: как не попасть в ловушку»
«Здоровый образ жизни – путь к профессиональному успеху»
Рекомендации педагогам по оказанию поддержки обучающемуся с изменениями психоэмоционального состояния
- не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
- доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
- не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
- дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
- сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
- говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
- постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
- убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
- не предлагайте упрощенных решений;
- дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
- помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
- помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
- при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
- помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Перечень нормативных правовых документов, в том числе локальных, актов, методических рекомендаций, регламентирующих организацию работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних
Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-З "Об оказании психологической помощи"
Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 года № 349-З "Об оказании психиатрической помощи"
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Диагностический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних
Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова)
Опросник "Предварительная оценка состояния психического здоровья"
Методика "Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина"
Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров)
Шкала безнадежности (депрессии) А. Бека
Тест "Ваши суицидальные наклонности" (З. Королева)
Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин)
"Опросник суицидального риска" (модификация Т.Н. Разуваевой)
Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан)
Патохарактерологический опросник (А.Е. Личко)
Тест фрустрационной толерантности (С. Розенцвейга)
Опросник агрессивности Басса-Дарки
Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н. Собчик
Метод незаконченных предложений С.И. Подмазин
Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой