Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Пальчиковые игры и их роль в развитии детей раннего возраста

Дата: 29 января 2018 в 20:10
Автор: Свейко Н. А.

Пальчиковые игры и их роль в  развитии речи детей раннего возраста

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей раннего возраста.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика? Дело в том, что в правой части мозгового полушария у человека возникают образы предметов и явлений, а в левой части они вербализируются в словесные выражения. Происходит этот процесс благодаря связующему фактору между левым и правым полушариями. Чем выше умственное развитие, тем быстрее и чаще происходят нервные импульсы, повышается уровень внимания и способностей. Для быстрого развития речи ребенка и формирования умственного развития стоит с раннего детства проводить пальчиковые игровые занятия.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
  3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
  4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:

  1. Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
  2. Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
    а)взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит; б) взрослый выполняет движения руками ребенка; в) ребенок выполняет движения своими руками.
  4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  5. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
  6. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  7. Необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
  8. Все указания давать спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
  9. Пальчиковые игры и упражнения  проводить ежедневно по несколько минут.
  10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
  11. Выбирайте игры, и упражнения по возрасту ребенка.
  12. Никогда не принуждать ребенка играть, если ребенок не хочет, то  предложите поиграть в другую игру или упражнение по развитию мелкой моторики.

Примеры пальчиковых игр

1. Игры-манипуляции

 "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения

 "Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

 "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

 "Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

 "Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

 К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

 Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")

 Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

 "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

 "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

 "Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей ипальцев рук

Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

  Например:

     - левой рукой поглаживать правую;

     - руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);

     - разминать, а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперек.

      - растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, затем между каждым пальцем) . Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

     - детям нравятся упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т. п.)

 "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.

 "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

 "Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

 "Согреем руки" - движения, как при растирании рук.

 "Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.

 "Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

 6. Театр в руке

 Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

 "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

 "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

 "Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".

 "Осьминожки" — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает  пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти можно проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения нужно подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку ; игры с карандашами, перебирание зерен,  работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно  разбирать предметы на части и собирать их снова.

Детям очень нравится показывать "театр в руке": "На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

Таким образом, развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.